Обязанности восприемников (крёстных).
Таинство Крещения всегда занимало в христианстве исключительное положение. Через это священнодействие для верующего человека, собственно, и начинается само христианство: человек соединяется с Богом, становится членом Церкви, возрождается для новой жизни. Для огромного числа людей на протяжении двух тысяч лет важность этого таинства продолжает сохранять свою актуальность. И сейчас родители-христиане стараются окрестить своих детей как можно раньше – еще в младенчестве. Кто-то приходит ко Крещению уже в зрелом возрасте. 1
Теперь рассмотрим поподробнее, какую же роль играет крестный отец в православии, обязанности которого, заключаются не только в подарках на праздники. Самое главное, что он должен сделать, – это оказать помощь в духовной жизни своего крестника. Итак, рассмотрим обязанности по порядку:
- Показывать для него достойный пример своей жизнью. Это значит, что в присутствии крестника нельзя употреблять спиртное и курить сигареты, говорить бранных слов. Нужно быть благородным в своих действиях.
- Обязательны молитвы за своего крестника, особенно в трудные моменты.
- Посещение храма вместе с ребенком.
- Обязательно духовное воспитание крестника (рассказы о Боге, обучение Библии и др.). Если есть проблемы в жизненных ситуациях, то оказывать посильную помощь.
- В обязанности крестного отца также входит и материальная поддержка при необходимости (если у родителей сложная ситуация с деньгами или работой).
Очень важно, чтобы крестные родители не потерялись в жизни, чтобы они продолжали духовно окормлять ребенка на протяжении всей жизни. Как крестная мать, так и крестный отец, обязанности и функции которых описаны выше, несут свою ответственность перед Господом.
В обязанности их входит и забота о защите своих крестников от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Крестные, зная способности и особенности характера воспринятых ими от купели, могут помочь им определить их жизненную стезю, дать совет в выборе образования и подходящей профессии. Немаловажен и совет в выборе супруга; по обычаю Русской Церкви именно крестные родители готовят свадьбу для своего крестника.
Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника. Поэтому не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать восприемником, особенно если один крестник уже есть. Отказ идти в кумовья также не следует воспринимать как обиду или пренебрежение.
Церковная жизнь новых христиан.
Следует знать, что после крещения для человека только начинается его духовная жизнь. Первое знакомство с церковными правилами начинается с молитвы родных родителей и крестных. Именно так, незримо малышу прививается слово Божье. И уже в дальнейшем, когда он сам все видит, можно приобщать его потихоньку к семейной молитве, объясняя ее ценность.
Обязанности крестных при крещении только начинаются. С ребёнком нужно ходить в храм, причащаться и на службы. Конечно, это можно делать и с родителями, но лучше, если это будут крестные. К слову сказать, брать ребенка в храм нужно с малых лет. Именно там, в лоне Церкви, он сможет осознать все величие Бога. Если же он чего-то не понимает, нужно терпеливо объяснить трудные моменты. Так происходит привыкание и благотворное воздействие на душу человека. Церковные песнопения и молитвы просвещают, успокаивают и укрепляют. Во время взросления могут возникать сложные вопросы. Если крестные или родители не смогут на них дать ответы, то лучше обратить к священнику.
Свидетельство ранних христианских памятников о времени появления института восприемников.
В писаниях апостолов мы не находим указаний на существование восприемников, поэтому мы не можем точно сказать имело ли место это явление в Церкви в I в. или нет. В известном христианском памятнике Дидахи (II в.) есть интересные слова: «А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые, если могут» [3, гл.7]. Под словами «некоторые», вероятно, подразумеваются восприемники, хотя прямых указаний на эту мысль здесь нет. Приведем и другое свидетельство, относящееся ко II в.. «Под годом смерти римского епископа Гигина (154г) сохранилось упоминание, что церковный обряд восприемничества Гигин укрепил постановлением. Эта заметка не значит, однако, что установление восприемничества принадлежит римской церкви. За это говорит уж одно то, что Тертуллиан несочувственно относился к этому обычаю. Началом своим он восходит, кажется, выше времени Гигина и обязан им какой-нибудь другой церкви, из которой стал переходить в римскую церковь», - читаем мы у церковного историка Алмазова А.И. [4, С. 612]. Итак, первые письменные свидетельства о восприемниках восходят ко II в. В это тяжелое для Церкви время (эпоха гонений на христиан) имели место случаи, когда люди принимали христианство с целью узнать его учение (теоретическое и практическое), чтобы в будущем высмеивать его, издеваться и кощунствовать. Такое печальное явление заставило пастырей Церкви принимать людей в христианство с крайней осторожностью. Для предотвращения проникновения в лоно Церкви лукавых и враждебных ей людей пастыри и установили институт восприемников или поручителей [4, С. 609]. Подробнее об этом можно прочитать в Апостольском Предании Ипполита Римского (III в.). В этом церковном памятнике говорится о том, что восприемник приводил кандидата на крещение в храм и свидетельствовал о нем перед пастырями и народом об искренности намерений своего подопечного, рассказывал о его жизни до обращения ко Христу [2, гл. 15, 16, 20]. На основании свидетельства поручителя пастыри с собранием верующих принимали его в ряды оглашенных (готовящихся ко крещению). Так появился институт восприемников в Православной Церкви. Однако, мы можем задаться вопросом: почему нужда в восприемниках осталась после эпохи гонения на христиан, после яростных нападок со стороны язычников? Уже в VI в. превосходство христианства над язычеством в Византийской Империи было неоспоримым. Причина появления института поручителей уже была неактуальна, однако Церковь не только оставила восприемничество, но и доказала его необходимость. Почему? Массовая христианизация византийцев естественно привела к необходимости крестить своих детей. Действительно, было бы весьма странно, если бы родители-христиане имели у себя детей-нехристиан. Однако, необходимыми условиями для принятия крещения были следующие действия во время этого обряда: исповедование веры, отречение от дьявола, сочетание со Христом. Естественно, что младенец делать этого не мог. Церковь решила переложить эти функции на восприемников. Таким образом, распространение обычая крестить детей привело к укреплению и развитию института поручителей. При этом Церковь посчитала обязательным иметь восприемника и для взрослых [4, С.611].
Церковь уделяла внимание не только качеству восприемников, но и количеству их. Сначала имел место обычай иметь одного восприемника. Приведем некоторые исторические факты в пользу этого утверждения. В одном из своих декретов папа Лев Великий (V в.) писал: «…к восприятию младенца от крещения должны приступать немногие, а только один, - или мужчина, или женщина». [4, С. 619]. В произведении «О церковной иерархии» (V-VI в.в.) читаем следующее: «Этот восприемник…пламенея священным желанием спасения обращающегося…благосклонно наконец дает обещание исполнить просьбу и, взяв его (хотящего креститься), приводит к соименнику иерархии» [6, гл. 2, 2]. Одно из определений Мецского собора (888г) также подтверждает необходимость иметь только одного поручителя [5, С. 303]. Данный обычай строго соблюдался вплоть до IX в., когда в Западной Церкви понемногу стали от него отходить. Вместо одного восприемника стали иметь двух и более. Хотя еще и встречались мнения на Западе в пользу одного восприемника (например, определения Битеррийской церкви (1368 г.)), но это уже были голоса-одиночки, в Западной Церкви новый обычай уверенно набирал обороты. Определения западных церковных соборов всячески поддерживали новый порядок. Их правила предписывали иметь уже трех восприемников: при крещении ребенка мужского пола необходимы два восприемника и одна восприемница, при крещении ребенка женского пола – один восприемник и две восприемницы [4, С. 627-628]. В Восточной Церкви по-прежнему старались придерживаться древнего обычая (один поручитель). Так, например, архиеп. Симеон Солунский (XV в.) пишет: «…если крестится младенец, то он приносится на руках женщины, в сопровождении восприемника; а если это возрастный, то приходит сам,…и с ним восприемник, становящийся поручителем (за крещаемого) пред Христом…» [7, С. 51]. Однако, и в Греческой Церкви бывали случаи, когда восприемников было несколько. Так константинопольский патриарх Иеремия II (XVI в.), осуждая подобные случаи, писал: «Дошло до нашей мерности, что некоторые из иереев и духовных возымели обычай призывать при крещении христианских детей многих восприемников…Поэтому пишем ко всем вам и объявляем, чтобы с этого времени чего либо подобного совершенно не было, но пусть будет только один восприемник, как повелевают божественные и священные законы» [4, С. 630]. Новая практика, все же, не распространилась в Греческой Церкви, а имела локальный характер (греческие общины в Италии). Греческая Церковь стараясь придерживаться старых законов, установила иметь одного восприемника одинакового пола с крещаемым [4, С. 632]. В Русской Церкви до XIII в. крещаемый имел одного поручителя. Начиная с XIII в. стал вводиться обычай иметь двух восприемников. Московские митрополиты Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.) решительно осуждали этот новый порядок, но безуспешно: на местах (особенно на западных рубежах) он все больше и больше набирал силу. Успех новой практики, вероятно, объясняется тем, что на двух восприемников (муж. и жен. р.) смотрели как на духовных родителей (крестный отец и крестная мать). После XV в. протестов со стороны церковной власти относительно нового обычая уже не встречалось [5, С.303]. В XV в. бывали даже такие случаи, что крещаемый имел по два крестных отца и по две крестные матери. Московский Стоглавый собор (1551 г.) в одном из постановлений запретил подобную практику и подтвердил законность обычая иметь двух поручителей [4, С.636]. В настоящее время в РПЦ поддерживается традиция иметь двух восприемников. Если по каким-то причинам не удается найти двух поручителей, то допускается иметь одного, но одинакового пола с воспринимаемым. Бывают случаи, когда крестят вообще без крестных родителей, но такие случаи редки и их стараются избегать. Как видим, в истории Церкви имели и имеют место разные традиции относительно количества восприемников. Эти традиции (как и многие другие) регламентируются церковными канонами, которые со временем могут несколько изменяться, учитывая те социальные условия, в которых живет определенная Поместная Церковь. Поэтому, мы не должны удивляться, когда видим отсутствие к.-л. единой позиции в Церкви относительно количества восприемников.
_________________________________________________________________________________
Литература:
1. Эмирханов В. М. Феномен института восприемников в Православной Церкви // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 47-50.
2. Апостольское Предание, гл. 15, 16, 20: www.gumer.info/bogoslov_Buks/History.../lppRim_ApPred.php (дата обращения 24.10.2011 г.)
3. Дидахи, гл.7: www.krotov.info/history/02/1/didahe.html (дата обращения – 24.10.2011 г.)
4. Алмазов А.И., История чинопоследований Крещения и Миропомазания, Каз.: Типография Императорского Университета, 1884. – 779 с.
5. Афанасьев Н., прот., Вступление в Церковь, Шмеман А., прот., Водою и Духом - М.: изд-во ПСТГУ, 2004. – 450 с.
6. Дионисий Ареопагит, О Церковной иерархии, гл. 2, 2: azbyka.ru›?otechnik/Dionisij_Areopagit/o…ierarhii (дата обращения 26.10.2011 г.)
7. Писания святых отцов и учителей Церкви относящихся к истолкованию православного богослужения, т.2. - С.-Пб.: типография Королева и комп., 1856. – 545 с.
Материал взят с сайта http://moluch.ru/archive/36/4092/